«Пространство, наполненное музыкой»

Музыка – величайшее изобретение человечества, которое сопровождает общество с момента его зарождения. Музыка отражает традиции и обычаи разных народов, и ими легко делиться: язык мелодии прост и понятен каждому. Неудивительно, что у такого уникального культурного феномена есть свой праздник – Международный День музыки, который отмечается каждый год 1 октября. p>

13 интересных фактов о Дне музыки

1. Когда появился праздник? Несмотря на то, что музыке миллионы лет, праздник появился сравнительно недавно. В 1973 году его учредил Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО, а спустя два года прошли первые симфонические концерты в его честь. С 1975 года Международный День музыки – официальный праздник людей искусства: композиторов, музыкантов, работников филармонии, музыковедов.

2. День музыки в России. В России о Дне музыки заговорили только в 1996 году. В этот год гениальному отечественному композитору, ученому и общественному деятелю Дмитрию Шостаковичу исполнилось бы 90 лет. В 1973 году он обратился к Организации Объединенных Наций с открытым письмом, в котором просил учредить праздник музыки и тем самым признать ее роль в деле сплочения народов и обмена культурным опытом. Шостакович стал одним из создателей праздника, «крестным отцом» Дня музыки.

3. Основные события в День музыки в России. В Международный День музыки в Москве и Санкт-Петербурге проходят культурные мероприятия: встречи с музыкантами, выставки и выступления. В Санкт-Петербурге по традиции проходит концерт Симфонического оркестра филармонии, Камерного оркестра консерватории. Особой популярностью пользуется «Ночь музыки» в Москве: на разных площадках для гостей выступают Большой симфонический оркестр имени Чайковского и джазовый коллектив Олега Лундстрема. В римско-католическом кафедральном соборе звучит органная музыка. И все это — совершенно бесплатно! Ночь музыки - к празднику Международного Дня музыки 1 октября

4. Возникновение музыки и музыкальных инструментов — что говорят ученые? Музыка сопровождает человеческое общество с момента его зарождения. В африканской пустыне археологи обнаружили наскальные рисунки древних племен. На них изображены люди с диковинными приспособлениями в руках. Предположительно, это были первые музыкальные инструменты. Мы никогда не узнаем, какие звуки они издавали — и, вероятно, эта музыка была далека от современной. Но она уже была частью жизни наших предков.

5. Самый древний в мире музей с музыкальными инструментами Недавняя находка в Китае показала: жители особым образом относились к музыке и всему, что было связано с ней. В 2000 году был найден один из самых старых музеев в мире – музей династии Хань. В нем исследователи нашли уникальные инструменты (всего более 150-ти экземпляров) в отличном состоянии. Это — дудки и флейты разных форм и размеров, колокола и литофоны (каменные пластины).

6. Когда появилась музыка — экскурс в историю. По мнению ученых, музыка появилась в одно время с речью. Сначала первобытные люди, выполняя коллективную работу, издавали определенные повторяющиеся звуки, чтобы задать ритм и согласовать свои действия. Позже они начали дополнять мелодичными звуками танцы — опять же, для поддержания ритма.

7. Происхождение слова «Музыка» «Музыка» – производное от слова «муза». В древнегреческой мифологии музы – дочери Зевса, богини искусств и наук. К примеру, Терпсихора – богиня танцев, а Евтерпа – поэзии. Они прославляли свои искусства песнями, танцами и игрой на божественной арфе. Очевидно происхождение слова: музыка – то, что связано с музами.

8. Значение музыки для человека. Музыка благотворно влияет на здоровье и психику человека. Размеренная, спокойная мелодия вызывает положительные эмоции и выводит из депрессии, ритмичная – повышает настроение и работоспособность. Еще Пифагор считал, что звуковые волны входят в резонанс с колебаниями внутренних органов и лечат их. Современная медицина отмечает факты положительного влияния музыки на работу сердца. Занятия музыкой развивают интеллект и память у детей, повышают болевой порог и предотвращают снижение слуха с возрастом у взрослых.

9. Такие разные музыкальные стили… Стиль имеет значение! О влиянии классической музыки на психику человека знают многие: она успокаивает нервы и даже лечит хронические заболевания. Рок и реп угнетают нервную систему, могут привести к депрессиям, спровоцировать агрессию, тревожность. Но мало кому известно, что музыка кантри — казалось бы, такая легкая и позитивная — может негативным образом воздействовать на человека. В США любители кантри чаще других совершают суициды, разводятся с супругами, конфликтуют с окружающими. Четкого объяснения этому феномену нет. Разные музыкальные стили и направления.

10. Музыка — понятие не только духовное, но и материальное Музыка меняет структуру воды. Знаменитый эксперимент японского ученого Масару Эмото показал: под воздействием мелодий различных направлений вода кристаллизуется по-разному. Лучше всего вода «реагирует» на классику: после заморозки под микроскопом можно разглядеть изящные снежинки правильной формы с шестью лучами. А вот тяжелый рок не лучшим образом действует на процесс кристаллизации: снежинки получаются бесформенными, рваными, разными по размеру. Ученый объясняет это явление особой частотой звуковой волны, присущей мелодичной музыке (энергия «Хадо»), которая резонирует с молекулой воды и придает ей правильную форму.

11. Оздоровительная музыка колоколов. Звуки колокола способны убивать болезнетворные бактерии и оздоравливать организм. На Руси колокольный звон использовали для лечения заболеваний суставов, снятия сглаза и порчи. В средневековой Европе во время эпидемии чумы звонили в колокола, и эпидемия отступала. Современные исследования подтверждают, что колокольный звон негативно действует на возбудителей опасных заболеваний, их активность в организме снижается на 40%.

12. Язык музыки. Существует особый язык музыки – «Соль-ре-соль». Его основа – семь нот, они являются слогами в словах. Язык создал французский филолог Жан Франсуа Сюдр, потративший на разработку правил и словаря более 40 лет. В итоге искусственный язык получился очень сложным и неудобным. В 1868 году вышли сочинения на новом языке, но вскоре о нем забыли.

13. Самая длинная песня в мире звучит тысячу лет! Самая длинная песня под названием «Longplayer» будет звучать ровно тысячу лет! Она исполняется на особых колоколах – тибетских чашах. Музыкой управляет компьютер, запрограммированный на весьма долгий срок. Композиция зазвучала в полночь 1 января 2000 года.

1. Комарова, И. И. Музыканты и композиторы [Текст]: 300 биографий / И. И. Комарова. – Москва: РИПОЛ классик, 1999. - 476 с.: ил. - (Краткие биографические словари).

Великие личности творят историю, и их имена становятся символами эпох. Книги серии «Краткие биографические словари» помогут вам поближе познакомиться с наиболее выдающимися людьми всех времен, добившимися мирового признания в различных сферах человеческой деятельности. Этот том посвящен великим деятелям музыкального искусства. Представленная в нем информация содержит не сухие даты и цифры, а краткое, но увлекательное повествование о жизни и творчестве блистательных музыкантов и композиторов, внесших заметный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Бенуа, Софья. Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Преданный Орфей [Текст]: [16+] / С. Бенуа. - Москва: Алгоритм, 2017. - 238, [1] с.: ил. - (Знаменитые пары СССР).

Муслим Магомаев своей яркой внешностью, своим уникальным баритоном завораживал, сводя с ума. Певцу приписывали романы с самыми известными красавицами огромной страны — актрисами Натальей Фатеевой и Натальей Кустинской, певицами Эдитой Пьехой и Ириной Аллегровой. Но нашлась та, перед которой не устояло его горячее сердце — примадонна Большого театра Тамара Синявская… Для этой звездной пары написана самая знаковая песня, исполняемая Магомаевым: «Ты — моя мелодия, я — твой преданный Орфей»… Его одинаково сильно любили и народ, и власть. Его обожал глава государства Леонид Брежнев, а руководитель Азербайджана Гейдар Алиев называл сыном… Что же заставило любимца властной элиты и миллионов поклонников оставить сцену в расцвете сил и таланта?

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

100 великих композиторов мира

Список композиторов в хронологическом порядке

1. Жоскен Депре (1450 –1521)

2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)

3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)

4. Генрих Шютц (1585 –1672)

5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)

6. Генри Пёрселл (1658 –1695)

7. Арканджело Корелли (1653 –1713)

8. Антонио Вивальди (1678 –1741)

9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)

10. Георг Гендель (1685 –1759)

11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)

12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)

13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)

14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)

15. Антонио Сальери (1750 –1825)

16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)

17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)

18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)

19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)

20. Николло Паганини (1782 –1840)

21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)

22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)

23. Джоаккино Россини (1792 –1868)

24. Франц Шуберт (1797 –1828)

25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)

26. Винченцо Беллини (1801 –1835)

27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)

28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)

29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)

30. Фридерик Шопен (1810 –1849)

31. Роберт Шуман (1810 –1856)

32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)

33. Ференц Лист (1811 –1886)

34. Рихард Вагнер (1813 –1883)

35. Джузеппе Верди (1813 –1901)

36. Шарль Гуно (1818 –1893)

37. Станислав Монюшко (1819 –1872)

38. Жак Оффенбах (1819 –1880)

39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)

40. Сезар Франк (1822 –1890)

41. Бедржих Сметана (1824 –1884)

42. Антон Брукнер (1824 –1896)

43. Иоганн Штраус (1825 –1899)

44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)

45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)

46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)

47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921) 48. Лео Делиб (1836 –1891)

49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)

50. Жорж Бизе (1838 –1875)

51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)

52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)

53. Антонин Дворжак (1841 –1904)

54. Жюль Массне (1842 –1912)

55. Эдвард Григ (1843 –1907)

56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)

57. Габриель Форе (1845 –1924)

58. Леош Яначек (1854 –1928)

59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)

60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)

61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)

62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)

63. Гуго Вольф (1860 –1903)

64. Густав Малер (1860 –1911)

65. Клод Дебюсси (1862 –1918)

66. Рихард Штраус (1864 –1949)

67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)

68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)

69. Ян Сибелиус (1865 –1957)

70. Франц Легар (1870 –1945)

71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)

72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)

73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)

74. Морис Равель (1875 –1937)

75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)

76. Бела Барток (1881 –1945)

77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)

78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)

79. Антон Веберн (1883 –1945)

80. Имре Кальман (1882 –1953)

81. Альбан Берг (1885 –1935)

82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)

83. Артур Онеггер (1892 –1955)

84. Дариюс Мийо (1892 –1974)

85. Карл Орф (1895 –1982)

86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)

87. Джордж Гершвин (1898 –1937)

88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)

89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)

90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)

91. Тихон Николаевич Хренников ( род. в 1913 году)

92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)

93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)

94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)

95. Родион Константинович Щедрин ( род. в 1932 году)

96. Кшиштоф Пендерецкий ( род. в 1933 году)

97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)

98. Боб Дилан ( род. в 1941 году)

99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)

100. Стинг ( род. в 1951 году)

Бычков, Василий Николаевич. Музыкальные инструменты [Текст] / В. Н. Бычков. - Москва: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 175, [1] с.: ил. - (Основы художественного мастерства).

В книге на основе публикаций о русских народных инструментах и многолетнего опыта автора описаны способы и приемы изготовления духовых, струнных и ударных музыкальных инструментов: свирелей, жалеек, гуслей и др. Описания и чертежи позволяют мастерить их из самых разнообразных материалов (дерева, пластмассы, металла, глины) даже в домашних условиях. Точные размеры инструментов и их строй выверены автором за годы практической работы. Рекомендации предваряются характеристикой и историей того или другого инструмента. Книга предназначена всем, кто интересуется народной музыкой, а также учителям, руководителям детских и взрослых ансамблей, оркестров народных инструментов, музыкальным руководителям дошкольных учреждений, специалистам в области музыкального народного творчества.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Булучевский, Ю. Краткий музыкальный словарь [Текст]: для учащихся / Ю. Булычевский, В. Фомин. - Санкт-Петербург; Москва: Музыка, 1998. - 459, [1] с.

Настоящий словарь предназначен в основном для учащихся средних школ, но может представлять интерес для широкого круга любителей музыки. Он включает в себя имена музыкантов - исполнителей на разных инструментах, дирижеров, певцов, музыкальных критиков, музыковедов - и огромное число терминов и понятий, относящихся к разным областям музыкальной культуры, теории и истории музыки.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Зимин, Петр Николаевич. История фортепиано и его предшественников [Текст] / П. Н. Зимин. - Москва: Музыка, 1968. - 214, [2] с. : ил. - (в пер.)

За десятилетия изучения истории струнных клавишных музыкальных инструментов пишущим эти строки было прочитано много книг и других источников, собрано много тысяч данных... В настоящей работе автор отказывается от традиционной исторической монографии, с обязательным применением многочисленных цитат и скрупулёзных ссылок на источники, и избрал форму отдельных очерков. Пройдёмся же по векам и попытаемся проследить пути развития клавишных струнных инструментов. Если из множества фактов, приводимых в дальнейшем, читатель запомнит хотя бы некоторые, наиболее существенные и значительные, и уловит внутреннюю связь между ними, можно считать, что эти очерки выполнили свою основную просветительную задачу.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Завадская, Нина Петровна. Любимые песни военных лет [Текст]: рассказы, песни, фотодокументы / Н. П. Завадская. - Москва: Советский композитор, 1987. - 119, [1] с.: фот.

Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины.

В книге рассказывается об истории создания таких песен как "Священная война", "Катюша", "Темная ночь", "Песня о Днепре", "Синий платочек", "Дороги", приводятся воспоминания их авторов - поэтов и композиторов. Книга снабжена клавирами песен и множеством иллюстраций.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Мархасев, Лев Соломонович. Серенада на все времена [Текст]: книга о русском романсе и лирической песне / Л. С. Мархасев. - Ленинград: Советский композитор, 1988. - 117, [2] с.: ил.

Книга Л.С.Мархасева посвящена песням, рожденным любовью и повествующим о любви. В ней читатель узнает о таких музыкальных лирических жанрах, как романс, серенада; сонет, баркарола, любовная баллада... Через всю книгу проходит цикл новелл "Музы русских романсов", в которых рассказана история создания некоторых известных романсов. Есть в книге и фельетонный раздел "И в шутку, и всерьез", и маленькие портреты выдающихся исполнителей песен и романсов, и своеобразные "танцевальные антракты" - о бытовой музыке в танцевальных ритмах.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Перельман, Натан Ефимович. Беседы у рояля. Воспоминания. Письма. [Текст] : / Н. Е. Перельман., сост. Ф. Брянская, Е. Мовчан. - Москва: Арт-транзит, 2013. - 289, [4] с.

Натан Перельман (1906-2002) - пианист, педагог, профессор Ленинградской-Петербургской консерватории, автор книги "В классе рояля", многократно переиздававшейся, переведенной на многие языки. В настоящем издании Н. Перельман предстает как писатель и музыкальный учитель. Его автобиографическая повесть "Вальс Вальдтейфеля" о маленьком пианисте, выступавшем на фронтах Гражданской войны, свидетельствует о незаурядном литературном даровании автора. "Беседы у рояля" - цикл телепередач о музыке, который Натан Ефимович вел на протяжении десяти лет, - публикуются впервые. В книгу вошли также воспоминания учеников и близких Н. Перельмана, его письма. На предлагающемся к книге компакт-диске (в формате mp3) в исполнении Н. Перельмана звучат произведения Ф. Шуберта, С. Прокофьева - Н. Перельмана и Д. Шостаковича.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Сто великих композиторов [Текст] / сост. Д. К. Самин. - Москва: Вече, 2002. - 624 с.: ил. - (100 великих).

Эта книга — мини-энциклопедия, рассказ о музыкантах, обогативших сокровищницу мировой культуры шедеврами, приводящими в восторг своей нестареющей и неисчерпаемой красотой поколения людей со времени Ренессанса до наших дней, об их радостях и горестях, творческих муках, эпохе, в которую они творили. Однако вольно или невольно она стала и своеобразным учебником истории музыки. Можно проследить, например, пути развития оперы и симфонии. Или увидеть эволюцию русской музыки на протяжении почти трех веков. Музыка как многовековое могучее дерево с крепкими корнями. На нем постоянно появляются новые побеги, но лишь время определяет, какие из них дадут мощную крону, а какие высохнут и отомрут. Нам остается только гадать, какая музыка будет популярна в новом тысячелетии, кто из современных композиторов станет классиком новой эпохи.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Лебрехт, Норман. Кто убил классическую музыку [Текст] / Н. Лебрехт; пер. Е. Богатыренко. - Москва: Классика-XXI, 2010. - 585, [3] с.

На вопрос, вынесенный в заглавие своего бестселлера, авторитетный английский критик и публицист отвечает: с музыкой «расправились» агенты, импресарио и владельцы крупных бизнес-корпораций, политика которых направлена исключительно на извлечение прибыли. Стремясь показать механизмы функционирования музыкальной индустрии, автор описывает скрытые пружины блистательных карьер и рисует выразительные портреты тех, кто, оставаясь неизвестным широкой публике, дергает за ниточки из-за кулис. Однако Лебрехт не считает, что классика «убита» окончательно и бесповоротно, она вполне может возродиться «при условии разрушения системы звезд и восстановления здоровой экономики». Книга адресована всем, кому небезразличны судьбы музыки и культуры в современном мире.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Великая душа [Текст]: воспоминания о Дмитрии Шостаковиче / [сост. М. Ардов]. - Москва: Б.С.Г. - Пресс, 2008. - 252, [4] с.

"Великая душа" - такое название дал этой книге ее автор и составитель протоиерей Михаил Ардов, собравший под одной обложкой собственные воспоминания о Дмитрии Шостаковиче, воспоминания детей великого композитора, с которыми он подружился в юности, а также множество рассказов современников этого необыкновенного человека. "С течением лет и даже десятилетий интерес к Шостаковичу во мне не исчез…" - пишет Ардов. Хочется надеяться, что читатель, открыв эту книгу, узнает много нового о гении ХХ столетия.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Гофман, Мишель-Ростислав. Музыка - друг на всю жизнь [Текст] / М. - Р. Гофман. - Москва: Музыка, 1999. - 117, [1] с.: ил.

В книге в легкой, увлекательной форме дается обзор основных эпох и периодов истории западноевропейской музыки - о самых ее истоков до наших дней, рассказывается о происхождении музыкального искусства, его формах и жанрах. Отдельная глава посвящена истории музыкальных инструментов. Живо и интересно описывается жизнь и творчество крупнейших композиторов прошлого и современности.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

 

Поделиться: